Василенко Василий Макарович: блестящий организатор военных перевозок


| 998

В 1944 году капитан Василий Макарович Василенко, заместитель начальника политотдела 2-го военно-дорожного управления, удостоился ордена Красной Звезды. В наградном листе было указано: «В боях не участвовал». «Так он и не воевал!» – скажет кто-то. И ошибется. На войне каждый должен выполнять именно ему порученную задачу. Два ордена Красной Звезды и орден Отечественной войны II степени свидетельствуют: свои задачи Василий Макарович выполнял исправно. Медали «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Японией» указывают на славные вехи боевого пути: с первого военного года он прошел путь от стен столицы нашей страны до фортов центра Восточной Пруссии, а оттуда буквально на другой конец света – воевать против Японии, последнего союзника Гитлера. В упомянутом выше наградном листе также говорится: «Капитан Василенко В.М. с начала Отечественной войны все время находится в частях управления, работая в различное время комиссаром отряда, начальником отряда и заместителем начальника политотдела». Да, не всегда на передовой, но надо помнить: и штабы этих невеликих по численности личного состава частей не столь уж далеко были расположены от окопов и траншей. И обстрелы, и бомбежки, и постоянные визиты в подразделения на передней линии - все это было ежедневной жизнью таких офицеров, как В.М.Василенко.

        

            

Василий Макарович Василенко родился в 1906 году. В возрасте 23 лет вступил в партию, затем работал по партийной линии. В Коммунистический университет имени Я.М.Свердлова пришел как работник культпропа Сафоновского райкома Западной области, которая в 1930-е годы объединяла территории современных Брянской, Смоленской, Калужской, Орловской и отчасти Тверской областей. По окончании университета был распределен инструктором обкома, то есть с фактическим повышением.

        

Вся Великая Отечественная война для Василия Василенко прошла в военно-автомобильных войсках. Метафорически их стоит назвать системой кровообращения Красной Армии. Когда бои идут на фронтах в сотни километров, когда сражаются миллионы человек, на первое место выходит логистика. Войскам надо передвигаться, желательно без помех и пробок (а эти элементы повседневности мегаполисов XXI века тоже случались на фронтах!). Им надо ежедневно и без перебоев подвозить пополнение и снабжение – от снарядов до теплых вещей и тушенки. Эвакуировать раненных, местное население и пленных. И все это в условиях подвижности фронта, обстрелов противника и пр. В годы Первой и Второй мировых войн стратегическое значение отводилось железным дорогам (с точки зрения объемов перевозок на большие расстояния их приоритет неоспорим), однако в 1941–1945 гг. постепенно усиливалась роль автомобильных путей сообщения, по которым обеспечивалась повседневная жизнь армии.

         

Будет ошибочно считать, будто военно-автомобильные войска ограничивались функцией снабжения и обеспечения фронта всем необходимым. Речь шла о куда более широких задачах: строительство новых дорог, восстановление мостов и объектов инфраструктуры; организация продовольственно-питательных пунктов и пунктов медицинской помощи, пунктов обогрева и отдыха. В случае необходимости автомобильные войска могли быть задействованы и непосредственно в боевой обстановке. Во время наступательных операций они должны были теснейшим образом взаимодействовать с передовыми частями, облегчая их передвижение и преодоление естественных преград. Собственно на политотделы, где служил Василенко, возлагались традиционные задачи: работа с личным составом, моральное состояние, руководство выполнением отдельных задач. То есть, совершенно не кабинетная работа.

       

Судя по сохранившимся документам, изначально боевой путь Василия Макаровича Василенко был связан с военно-автомобильной службой Западного фронта, непосредственно прикрывавшего Москву. В 1942 году он все больше «вкапывался в землю»: создавалась та система укреплений, которая позволила бы отразить вероятное наступление противника на столицу и не отвлекать войска с других направлений. Так, только с конца 1941 по весну 1943 года на этом фронте было построено и отремонтировано более 5 километров мостов.

           

Первые ордена Василий Василенко получил в 1944 году в условиях подготовки, проведения и развития операции «Багратион», сломившей немецкую оборону в Белоруссии. Ее результатом стало освобождение большей части этой союзной республики, части Прибалтики, Польши и выход на границу непосредственно с Германией. Несколько упрощая, успех зависел от слаженности войск: несколько одновременных ударов и прорывов обороны противника, введение в образовавшиеся бреши резервов, разрезание войск врага по всей глубине фронта и дальнейшее целеустремленное движение вперед – все это требовало и отлаженных дорожных коммуникаций. Для этого была создана мощная группировка дорожных войск, состоящая из нескольких военно-дорожных управлений (Василенко в это время был замначальника политотдела 2-го военно-дорожного управления) и более 90 дорожностроительных, мостостроительных и дорожно-эксплуатационных батальонов. Отдельно начальство выделило участие Василенко в развитии операции «Багратион» летом 1944 года. Согласно наградным документам, пока красноармейцы ещё вели бои за город Борисов (освобожден 1 июля), он выехал для организации переправ через реку Березину. В дальнейшем руководил созданием мостов через реки Вилейка и Неман, то есть уже в ходе освобождения Литвы и выхода на границу с Восточной Пруссией.

        

При этом обеспечение коммуникационных линий сражающихся войск было одновременно и восстановлением гражданской инфраструктуры освобожденных территорий. Так, в наградном листе еще от 12 марта 1944 года читаем: «Тов. Василенко участвовал во всех деталях разнообразной работы по строительству Смоленского моста». Мосты через Днепр были взорваны еще в июле 1941 года по приказу начальника гарнизона города ввиду подхода немцев. Однако за два года оккупации германцы так и не восстановили их, пользуясь временной понтонной переправой.

          

После того, как в конце сентября 1943 года Красной Армией был освобожден Смоленск, остро стал вопрос о восстановлении инфраструктуры города и прежде всего мостов через Днепр. Первый из них, проходящий через самый центр, был торжественно открыт 18 марта 1944 года и до сих пор порою предстает в местной печати в качестве «первой трудовой победы города».

     

Полученный фронтовой опыт строительства в послевоенные годы использовался и в глубоком тылу. Так, в представлении Василия Макаровича Василенко на орден Отечественной войны I степени от 5 октября 1945 года читаем: «На строительство дороги Иркутск – Слюдянка майор Василенко В.М. прибыл первым с оперативной группой Управления. Им проведена была большая работа по исследованию трассы, расстановке частей, изыскиванию необходимых материалов для строительства дороги. Этим объясняется, что части прямо с хода приступили к выполнению боевой задачи и неослабно с каждым днем увеличивали темпы своей работы». Обратите внимание на предпоследнее предложение из цитируемого отрывка: оно явным образом отсылает к колоссальным организационным трудностям, возникшим при выполнении поставленной задачи.

          

Иркутск – Слюдянка – это часть известного Транссиба, который в конце XIX века связал нашу страну воедино с запада на восток. Некоторые участки были опасными, в частности, Кругобайкальская железная дорога: постоянные оползни, обвалы, камнепады в буквальном смысле делали передвижение опасным и вели к гибели людей и уничтожению целых вагонов. Потому еще в 1939 году начались предварительные работы по строительству обходной линии Иркутск – Слюдянка, впрочем, также пролегающей по горной местности. По многим причинам – включая недостаток средств и ужасные условия жизни самих строителей – создание этой ветки тормозилось, а в 1944 году было вообще прекращено. Оно возобновилось в 1945 году ввиду и победы над Германией, и близящейся операции против Японии. Никто не знал, насколько она затянется и не будет ли диверсий на железнодорожных коммуникациях в тылу. Уже в апреле сюда прибыло Управление военно-восстановительных работ, которое организовало приток кадров – действующих и демобилизованных военнослужащих, рабочих из различных регионов. Строительство развернулось с новыми темпами, но закончить его к осени не удалось. Да и с военной точки зрения не требовалось – Япония была разгромлена. Однако задел был сделан немалый, а наших военных постепенно стали заменять японскими военнопленными и гражданскими рабочими. Окончательно линия Иркутск – Слюдянка была обустроена к 1956 году.

     

Сам Василий Макарович Василенко еще некоторое время оставался на военной службе и дослужился до полковника. Он не снискал высоких должностей и большой известности, однако его путь периода Великой Отечественной войны может быть рассмотрен и представлен как олицетворение службы миллионов, может, не бросавшихся в штыковую, но внесших свой, и весьма весомый, вклад и в Великую Победу, и в дальнейшее восстановление экономики страны.