Театральная студия: закулисье и не только
21 февраля 2019 | 3062
Театр на Стромынке. Гости, подходящие к назначенному времени –20:00. Последние штрихи и вот – свет гаснет и начинается спектакль. Сегодня Театральная студия РГСУ ставит «Играем в счастье» – спектакль по мотивам пьесы Марка Камолетти «Играем в дружную семью, или Гарнир по-французски».
Акт 1. Играем!
Сегодня зал преобразился – дождик, вино, подушки, подарки. Все красного цвета. Появляются актёры – в алых платьях, кофтах, шарфах, туфлях, даже с помадой красного цвета. Эти детали намекают на главный мотив пьесы – измену.
«Цвета, как и оформление всего спектакля – это решение сценографиста и режиссёра. Основная тема была навеяна французским кабаре, отсюда и красный цвет, символизирующий веселье и страсть», – Николай Колобов, актёр.
Зал оживал, когда актёры спускались со сцены и ходили у первого ряда. Актёр прошёл мимо тебя – и вот ты уже вовлечен в происходящее на сцене.
У спектакля есть ещё одна интересная деталь. В определённый момент режиссёр задаёт ситуацию, и актёры продолжают играть, хотя обстоятельства бывают нелепы. Вы когда-нибудь пробовали выяснять отношения, танцуя балет или танго? А что, если вдруг все вокруг – голые? А злиться, вспоминая свои корни? Всё это – ситуации, в которые попадали актёры в процессе игры.
«Это называется решением спектакля. Собрались пять актёров и режиссёр, который предложил игру. Он задаёт предполагаемые обстоятельства, а актёры, исходя из них, должны играть свои роли на сцене. Например: Роберт и Жаклин танцуют балет. Или все на сцене оказываются голыми. Или Бернард, вспоминающий свои корни. В итоге игра выходит из-под контроля, и режиссёр идёт на сцену наводить порядок в облике Джорджа. Само решение спектакля – это задумка нашего режиссёра, а конкретные предполагаемые обстоятельства для сцен рождались коллективно в процессе репетиций», – Николай Колобов, актёр.
«Пьеса Марка Камолетти была взята для того, чтобы поупражняться в актёрском мастерстве. Мы разбирали по этюдам, пробовали материал, как упражнение. Получилось так, что упражнения по импровизации переросли в спектакль, который стал пользоваться популярностью у зрителя», – Иван Колдаре, режиссёр.
Наступает кульминационный момент. Действующие лица должны оправдаться перед режиссёром и ответить на простой вопрос: «Что здесь происходит?». Один за другим герои выкрикивают варианты, и у них появляется идея: «Мы просто играли в игру, где выиграет тот, у кого больше всего любовников».
Это просто игра. Игра актёров, режиссёра, света и музыки. Конец акта. Конец игры.
Акт 2. За кадром
А теперь, когда спектакль окончен, давайте окунёмся в атмосферу закулисья и узнаем, как проходила подготовка к спектаклю, как актёры репетировали, что они чувствовали перед выходом на сцену и что им больше всего нравится в профессии актёра.
Репетиции
«Подготовка шла три месяца. Очень много идей приносили сами студенты, мы пробовали варианты и останавливались на самых интересных», – Иван Колдаре, режиссёр.
«Репетиции бывают разного характера. В идеале мы с ребятами сначала разминаемся: расслабляем мышцы тела и лица, чтобы не было зажимов. Занимаемся постановкой правильного дыхания, голоса и развитием внимания. Но не всегда удается это делать, часто сразу переходим к постановке этюдов или разбору текста. В профессии актёра работа с текстом занимает очень большое место, поскольку необходимо понять суть роли, установить цели и задачи персонажа в каждой конкретной сцене, разобрать каждое его слово. Наш режиссёр говорит, что люди всегда произносят слова с конкретной целью, не бывает просто случайно сказанной фразы», – Иван Егоров, актёр.
«Репетиции у нас проходят очень весело. Иногда возникают трудности в самом процессе, но наша труппа нацелена на хороший результат. Мы всегда очень дружно и сплоченно работаем, указываем на ошибки друг другу. Это помогает нам оставаться на одной волне во время всех репетиций», – Алина Галимзянова, актриса.
«У нас репетиции делятся на два вида. Первый – когда мы ищем, какое произведение поставить. Приносим свои прикидки режиссёру, и он уже смотрит, насколько материал ложится на нас. Второй – когда произведение выбрано, начинается уже плотная работа. Разбираем текст, проходим его «на ногах», режиссёр уже конкретно ставит сцены будущего спектакля», – Николай Колобов, актёр.
«Репетиции сейчас проходят необычно, так как режиссёр временно уехал в Иркутск. Перед этим он ввёл в уже готовый спектакль двух новых актёров. На прежний состав была возложена обязанность «втянуть» новеньких, поэтому мы разбираем, собираем и играем», – Надежда Телелейко, актриса.
Волнение
«Перед премьерой часто волнуемся, но мы этот спектакль играем уже год, поэтому ребята уверены в себе», – Иван Колдаре, режиссёр.
«Я всегда волнуюсь перед тем, как выйти на сцену, но бороться с ним приходится всегда по-разному. Всё зависит от спектакля и того, насколько ты в себе уверен. Обычно в этот момент я предпочитаю поговорить с близкими людьми по телефону – это меня успокаивает. Иногда нужно побыть наедине с самим собой и подумать о чем-то хорошем», – Алина Галимзянова, актриса.
«Волнуется каждый. Особенно человек, редко выступающий на людях. Это сложно. Что касается меня, то первые выступления были волнительными. Хотелось всё делать идеально, чтобы друзьям и близким понравилось. На данный момент я слегка взволнован тем, что могу подвести ребят, выпасть из общей картины. В результате им будет нечего играть, потому что не будет общей энергетики. Справиться с этим чувством поначалу было сложно, но сейчас оно проходит гораздо быстрее. Главное - провести разминку перед выступлением и поймать внутреннее спокойствие. Перед выходом на сцену подумать о том, откуда выходит твой персонаж, что он делал и что хочет сделать сейчас. Если будешь заинтересован в происходящем на сцене – волнение уйдет само», – Иван Егоров, актёр.
«Если ты не волнуешься перед выходом на сцену, ты плохой актёр. Волнение – признак того, что тебе не все равно на то, что сейчас будет происходить, и того, что тебе важно, чтобы это прошло хорошо. Но с чрезмерным волнением надо что-то делать, я этим пока учусь управлять», – Надежда Телелейко, актриса.
«Волнуешься всегда. Особенно до своих первых фраз на сцене. Раньше пытался себя чем-то отвлечь, попрыгать там, поприседать. Теперь более спокойно отношусь к этому. Знаю, что надо просто выйти и начать играть, на сцене времени волноваться уже нет», – Николай Колобов, актёр.
Роль
«В каждой новой роли есть ты сам. Сложность заключается в том, насколько глубоко это в тебе лежит. Нужно работать над собой, чтобы открыть это. А работать над собой сложно», – Надежда Телелейко, актриса.
«В роль и трудно вжиться, и нет. Помню, нам как-то режиссёр говорил, что персонажа нет, вы и есть этот персонаж. На первом этапе это именно так. Читаешь и представляешь себя на месте героя. А вот дальше идут интересные и более сложные вещи. У персонажа есть какая-то предыстория, с ним случались какие-то события. Здесь уже представляешь, что было бы, если бы эти события случились с тобой, каким бы ты стал человеком. Тут уже приходится перестраивать всё своё поведение: походку, речь, реакции на людей. Это бывает трудно, но очень интересно», – Николай Колобов, актёр.
«Однажды мне сказали такую вещь: «В роль нет смысла вживаться. Роль – это набор слов персонажа. А вот вжиться в образ – это да». По сути, мы каждый живем в каком-то образе. Работа над ролью всегда нужна. Написано много книг и историй о том, как нужно и как правильно это делать. Этому учат годами сначала в студиях, потом в театральных университетах, затем в театрах. Конечно, каждый подходит к этому по-разному. Многое зависит от того, какую роль ты играешь, насколько она тебе близка, как ты её понимаешь. Работа над ролью имеет огромное значение. Для актера это самый пиковый и важный момент в его карьере. Я могу сказать, что я всегда стараюсь играть так, как чувствую в данный момент, но иногда это подводит», – Алина Галимзянова, актриса.
«Не могу точно судить о фразе «вжиться в роль», поскольку, на мой взгляд, я только слегка приоткрыл эту дверку, мне ещё много предстоит узнать. Но точно скажу, что можно использовать технику «я в предлагаемых обстоятельствах». Она заключается в том, чтобы найти себя в конкретной ситуации и дальше развивать это направление. Ведь сначала мы должны узнать себя, а если этого не сделать, то процесс «вхождения в роль», будет проходить тяжело», – Иван Егоров, актёр.
Лучшее
«Лучшее в работе режиссёра – это общение с людьми. С актёрами легко, так как они, в хорошем смысле этого слова, любители, открытые ко всему», – Иван Колдаре, режиссёр.
«Лучшее в работе актёра – то, что я могу получить опыт, который бы никогда не получил в реальной жизни: стреляться на дуэли, побыть героем-любовником, подкаблучником, аферистом. Тем, что на сцене я могу себе позволить показать, насколько я бываю глуп или смешон, жесток, циничен и вообще отвратителен, или напротив – благороден и добродушен. На сцене вообще дозволено все», – Николай Колобов, актёр.
«В профессии актера больше всего мне нравится, когда работа сделана хорошо», – Надежда Телелейко, актриса.
«Еще Станиславский говорил: «Когда ты будешь играть доброго, — ищи, где он злой, а в злом ищи, где он добрый». На мой взгляд, именно это в большей мере привлекает меня в работе актёра. В нашем мире почти 8 миллиардов человек, у каждого из них своя неоднозначная история. А благодаря профессии актёра я могу прикоснуться к их истории, могу сам разобраться в каждой детали – мне это интересно. Как мне кажется, такого рода анализ позволяет узнать что-то о себе», – Иван Егоров, актёр.
«В работе актера мне нравится больше всего непредсказуемость, энергия, эмоции – как хорошие, так и плохие. Творческая работа не становится рутиной, не надоедает. Жизнь на сцене глобально отличается от повседневной. Ты можешь быть разным: сумасшедшим, грустным, странным, любым – это делает тебя индивидуальным. Эта профессия помогает тебе реализоваться в жизни, оставить частичку себя публике, жить и дышать полной грудью. В том случае, если ты реально без этого не можешь», – Алина Галимзянова, актриса.
«Сцена – это…»
«Сцена – это возможность донести мысль», – Николай Колобов, актёр.
«Сцена – это безграничность, самопознание и единение», – Иван Егоров, актёр.
«Сцена – это мотивация, речь и действие», – Надежда Телелейко, актриса.
«Сцена – это жизнь, любовь и творение», – Алина Галимзянова, актриса.
Конец одного – начало другого. Если вы не успели на одну игру – можно дождаться следующей.
В конце апреля Театральная студия РГСУ представит спектакль «Прекрасное далеко» по одноименной пьесе Данилы Привалова. Это лирическая история о том, как молодые люди попадают в рай, но он оказывается не таким, каким мы его представляем.
Следите за новостями в группе в ВКонтакте: https://vk.com/teatrrgsu.
И помните: если жизнь – театр, то пусть играет комедия.
Текст: Анна Асланян
Фото: Мария Федорова






















