Максим Чардымский: «Надо верить в свои силы и меньше сомневаться»
31 октября 2018 | 2921
- Максим Георгиевич, вначале расскажите немного о себе. Где вы учились? Как попали в РГСУ?
Я родился в небольшом подмосковном городе Лыткарино, где провел большую часть жизни и живу до сих пор. С самого рождения я практически не вижу. Могу разглядеть только силуэты предметов, различаю цвета, да и то одним глазом.
Среднее образование я получил в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей города Королёва Московской области. Перед окончанием школы к нам приехала сотрудница Московской областной организации Всероссийского общества слепых. Она рассказала, что инвалидов принимают в Российский государственный социальный университет. Я поступил в РГСУ и в 1999 году успешно окончил специальность «Экономика и социология труда».
Затем я работал в колледже, параллельно являлся соискателем ученой степени кандидата экономических наук в аспирантуре РГСУ. В 2005 году защитил диссертацию и вскоре перешел в родной университет на работу. Меня приняли старшим преподавателем. Некоторое время я совмещал работу в университете и в колледже, но затем сделал окончательный выбор в пользу вуза.
- Вы преподаете маркетинг. Чем объясняется этот выбор?
- Во время обучения в университете я задумывался над тем, в какой области экономических наук мне хотелось бы работать в будущем. Маркетинг заинтересовал меня с тех пор, как мы изучали этот предмет на 3 курсе. Привлекательной в нем мне представлялась возможность проявить творческие способности. Маркетологи могут варьировать вопросы для исследования потребителей, предлагать различные идеи новых товаров, составлять креативные рекламные объявления… Даже тему дипломной работы я сформулировал на стыке экономики труда и маркетинга. Потом маркетинг перешел в профессию педагога. Сейчас, работая на факультете коммуникативного менеджмента, я переориентирусь на рекламу и связи с общественностью, однако полностью не исключаю маркетинг из учебно-тематического плана читаемых дисциплин.
- Почему вы стали преподавать, а не заниматься практикой?
- В чем-то это было случайно, а в чем-то закономерно. Когда я учился в университете, то как и большинство студентов, хотел работать в коммерческой организации. Однажды ко мне на перемене подошел один из преподавателей, доктор экономических наук Евгений Татарский, который вел у нас менеджмент. Ему стала небезразлична моя дальнейшая судьба, и он спросил о том, кем я собираюсь стать после окончания университета. Когда я сказал, что хотел бы работать специалистом в коммерческой фирме, он ответил, что в моем случае это будет трудноосуществимо и посоветовал мне заняться педагогической деятельностью.
Я не оставил без внимания его рекомендации. Я очень благодарен этому человеку за то, что он уделил мне много внимания, многое сделал и направил меня на верный путь.
- Расскажите о вашем первом преподавательском опыте.
- Окончив университет, я все же попытался найти работу в коммерческих организациях, но поиски оказались безуспешными. Тогда я решил пойти в Лыткаринский оптико-механический колледж, расположенный в пяти минутах ходьбы от моего дома. Я знал, что в этом колледже обучают студентов техническим специальностям и представлял себе, что буду преподавать экономическую теорию у оптиков-механиков, электриков и других специалистов. Придя на собеседование к директору Нине Яблучанской, я узнал, что в колледже, наряду с техническими, открылись и экономические специальности. Она предложила мне вести маркетинг.
В качестве испытания нужно было провести вводную лекцию. Я справился, был принят на должность преподавателя специальных дисциплин, и в январе 2000 года началась моя педагогическая деятельность. На первых занятиях я волновался, потом привык. Получилось так, что во всей Московской области колледжей, в которых велась подготовка студентов по специальности «Маркетинг», можно было пересчитать по пальцам, и один из них оказался в шаговой доступности от меня.
- Вы чувствовали в себе предрасположенность к педагогической работе?
- Да, видимо у меня была скрытая предрасположенность к педагогической работе. Потому что даже в студенческие годы, в свободные минуты досуга, я сидел и просто для себя разрабатывал методические курсы, которые могли бы проводиться, например, для незрячих обучающихся за рубежом. То есть, это было как хобби, но впоследствии оно реализовалось на практике.
- Если бы вам сейчас предложили сменить место работы и пойти в какую-нибудь компанию заниматься практикой, то вы бы остались преподавать или попробовали бы себя в практической деятельности?
- Я бы попробовал сочетать работу в университете с практикой. С основной работы уходить бы не стал. Мне нравится работать со студентами, превносить что-то новое в учебный процесс, чувствовать себя достаточно независимо в вопросах выбора содержания и методики обучения. Для работы на практике я хотел бы занять внештатную должность маркетолога, рекламиста или специалиста по связям с общественностью и выполнять задания в небольших объемах в каком-нибудь коммуникационом агентстве не столько ради заработка, сколько для обогащения опытом профессиональной деятельности.
- Какие условия труда требуются незрячему специалисту?
- Лично для себя я выделил два основных направления специальных условий труда: использование технических средств реабилитации и помощь ассистентов.
Говоря о технических средствах реабилитации, при самостоятельном передвижении я использую раскладную тактильную трость. Для письма и чтения я пользуюсь рельефно-точечным шрифтом Брайля. Для этого у меня есть специальные письменные принадлежности и плотная писчая бумага, чтобы выпуклые точки не стирались. Кроме того, я пользуюсь персональным компьютером, который оснащен синтезатором речи и специальной речевой программой. Она позволяет вслух считывать информацию, представляемую на экране. Таким образом я могу читать любые текстовые документы: учебники, студенческие работы, электронную почту и так далее. Другими словами, любой текст, но не графические материалы. Также я пользуюсь смартфоном, работающим по такому же принципу. Он быстро позволяет отслеживать сообщения на корпоративной почте, переписываться с коллегами по работе и со студентами при помощи SMS, получать информацию с сайтов.
Конечно, не всю работу, даже имея современные технические средства, получается выполнять без посторонней помощи. Поэтому важную роль в моей деятельности играет ассистент. В штатном расписании университета имеется должность, которая так и называется: секретарь незрячего специалиста. Секретарь читает рукописные студенческие работы, которые нельзя отсканировать, описывает графические материалы, например, макеты рекламных объявлений, заполняет служебные документы, загружает файлы и размещает новости в СДО, при необходимости сопровождает при передвижении.
- Как вы думаете, что еще мог бы сделать РГСУ, чтобы предоставить больше возможностей для студентов с ограниченными возможностями здоровья, в частности, для незрячих?
- К сожалению, в России складывается такая практика, когда решения по созданию и усовершенствованию доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья принимаются без участия этих лиц. Вряд ли руководители и специалисты, не имеющие ОВЗ, смогут почувствовать и понять насущные потребности нуждающихся. В первую очередь нужно спросить самих студентов и абитуриентов, что им требуется для создания доступной среды в учебном процессе и внеклассной деятельности университета.
На мой взгляд, было бы удобно разместить на дверях кабинетов и аудиторий таблички с номерами, выполненные шрифтом Брайля для слепых и крупным плоскопечатным шрифтом для слабовидящих. Для удобства ориентировки перед входами в здания университета следовало бы установить звуковые «маячки». Это может быть трансляция радио или спокойной музыки, необязательно пикающие сигналы, которые раздражают слух.
- Многие ребята с ограниченными возможностями здоровья боятся трудоустраиваться. Что бы вы, как профессионал с большим опытом работы, могли им посоветовать?
- Люди, имеющие ограничения здоровья, тем не менее могут делать многое. Тот, кто хочет самореализации, материального благополучия, достойной жизни, должен ставить высокие цели и стремиться к их достижению. При этом цели должны быть адекватны возможностям. Допустим, если юноша имеет очень слабое зрение, то нужно быть реалистом и не мечтать о работе доктором. Если девушка с трудом передвигается, то не нужно строить планы о работе проводником поезда. Иными словами, важно как можно раньше правильно определиться с профессией, которая позволит реализовать имеющийся потенциал и впоследствии не пожалеть о годах, бесполезно потраченных на профессиональную подготовку.
Отвечая на поставленный вопрос, мой совет будет банальным, жизненным. Надо верить в свои силы и меньше сомневаться. Негативные оценки окружающих и личные предубеждения мешают двигаться в выбранном направлении к профессиональному росту. Нужно последовательно делать свое дело, постепенно повышать планку, выявлять недостатки и устранять их. Если понадобится чья-то помощь, к счастью, мир не без добрых людей. Почти всегда на вашем пути встретятся опытные, доброжелательные наставники, коллеги и друзья, которые ненавязчиво подскажут, что и как следует сделать. При необходимости сами не стесняйтесь обращаться за помощью. Вместе вы добьетесь большего.
Беседовала: Полина Разумовская
Текст: Илья Корнилов