КАРТИНА И.И. БРОДСКОГО «ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ II КОНГРЕССА КОМИНТЕРНА ВО ДВОРЦЕ ИМЕНИ УРИЦКОГО (БЫВШЕМ ТАВРИЧЕСКОМ)» СССР, г. Ленинград, 1924. Холст, масло. Без рамы: 320х532 см. В раме: 350х564х14 см. Государственный исторический музей, Москва.
Репродукция картины размещена на 5 этаже главного корпуса РГСУ на ул. Вильгельма Пика д.4, с. 1. В экспозиции «История Коминтерна».
II Конгресс Коммунистического Интернационала проходил с 19 июля по 17 августа 1920 года, сначала во дворце имени Урицкого в Петрограде, а затем в Московском Кремле. На Конгрессе, в котором принимали участие 169 делегатов с решающим голосом и 49 - с совещательным, собрались представители 67 коммунистических партий и рабочих организаций из 37 стран Европы, Азии и Африки.
Уже на второй день работы II Конгресса – 20 июля видный советский государственный и партийный деятель С.С. Зорин (1890-1937), также участник Конгресса, предложил Исааку Бродскому (1883-1939) написать картину «Торжественное открытие Конгресса Коминтерна» и в дальнейшем оказывал всяческое содействие в реализации этого замысла.
В своей книге «Мой творческий путь», изданной в 1940 году, уже после смерти художника, Исаак Бродский писал:
«Меня снабдили соответствующими мандатами, и я посещал все заседания Конгресса Коминтерна. Мне дали мастерскую в Смольном, рядом с Актовым залом, где я и писал картину. Трамваи в те годы не ходили, и я с Петроградской стороны, с Петропавловской улицы, ходил ежедневно пешком в Смольный. Работать приходилось в большой нетопленной комнате, материалов не хватало, и стоило огромных усилий, чтобы достать необходимые краски, бумагу и т. д. Было подвигом затеять такую большую работу в те годы разрухи и голода».
Подготовительная работа над картиной далась художнику крайне непросто еще и потому, что во время Конгресса ему приходилось делать зарисовки во всех концах города - ведь делегаты жили в разных гостиницах и договариваться с ними было трудно.
- К тому же, - вспоминал Исаак Бродский, - некоторые нелегально приехали из-за границы и позировали неохотно. Часто мне приходилось рисовать на большом расстоянии, чтобы делегаты не видели, что я их рисую. Клару Цеткин мне пришлось рисовать в шесть часов утра, так как она вставала в пять часов утра и до шести успевала принять ряд иностранных и наших корреспондентов. Некоторых делегатов я рисовал в поезде, между Ленинградом и Москвой. За отсутствием другого свободного времени они назначали сеанс в купе.
Художник, которому многие участники Конгресса позировали на ходу - в театре, гостиничном номере, в столовой за едой, в очереди у газетного киоска, создал 125 эскизов, а по сути - 125 полноценных и завершенных графических портретов главных деятелей международного коммунистического движения с автографами, в том числе 5 зарисовок В.И. Ленина с натуры, одна из которых также сопровождалась автографом руководителя советского государства.
Масштабы написанного маслом полотна, над которым художник вместе с помощниками трудился четыре года, впечатляют: на картине размером 3,20х5,32 м размещены около 600 (!) портретов участников II Конгресса Коминтерна. И все эти портреты индивидуальны и точны в деталях.
Как пишет Исаак Бродский, впервые картина, получившая в итоге название «Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна во дворце имени Урицкого (бывшем Таврическом)», была показана в Кремле во время работы V Конгресса:
- Помню, я стоял у картины, и мимо проходили товарищи Ворошилов и Буденный. Они остановились, познакомились со мной и внимательно осмотрели картину и рисунки к ней. На прощание Климент Ефремович горячо пожал мне руку и высказал свое одобрение.
Особенно горячо картина была принята массовым зрителем. В сотнях книг отзывов на многочисленных выставках по всей стране были записаны часто неграмотные, но правдивые, бесхитростные отзывы о картине. Одну из них Исаак Бродский приводит в своей книге «Мой творческий путь»:
«Я не художник — простой смертный, для меня это живой отпечаток, момент силы пролетариата, который невольно заставляет воскликнуть: «Мы сильны! Мы победим!» Бродский дает зрителю это. Считаю, что картина лучше всякой агитации может помочь в интернациональном воспитании -пусть широкие рабочие массы ее увидят. Н. Сергеев.
В 1925 году И.И. Бродский передал безвозмездно всю коллекцию в Музей Революции (ныне -Государственный центральный музей современной истории России). В 1930-х же годах картина вместе с графическими портретами была передана в Центральный музей В.И. Ленина (ныне Государственный исторический музей), где до 1989 года находились в фондах специального хранения.
Источники:
Государственный исторический музей;
Бродский И.И. «Мой творческий путь» Л.-М., «Искусство», 1940