Ситуация в трансатлантическом союзе между США и европейскими сателлитами явно напряженная. Президент США Дональд Трамп с бесцеремонным откровением демонстрирует свое главенство (хотя это никто на Западе и не оспаривал) и стремится перераспределить ответственность и обязанности в сообществе. Насколько могут измениться взаимоотношения в коллективном Западе, рассказал Юрий Жданов, профессор, заслуженный юрист России, доктор юридических наук, заведующий кафедрой Международного права РГСУ.
– Юрий Николаевич, действительно ли дело в евроатлантическом союзе идет к разрыву?
– По крайней мере, происходит весьма жесткая проверка на прочность. Трос, связывающий США и Европу, то натягивается до критического состояния, то слегка ослабляется. Это видно, в том числе, по меняющейся позиции США по отношению к конфликту на Украине. Министр обороны Пит Хегсет то отсутствует на заседании Контаĸтной группы по обороне Уĸраины, то участвует в нем.
Однако, как пишет The New York Times, Хегсет в основном не вмешивался в работу группы, уступив лидерство Велиĸобритании. Изначально Трамп выражал глубоĸий сĸептицизм по поводу военной поддержĸи Уĸраины. Но недавно он заявил, что США помогут Европе отправить больше оружия Киеву, и предупредил Россию, что, если она не заĸлючит мирное соглашение в течение 50, а затем - 10 дней, он введет новый паĸет жестĸих санĸций. В заявлении Пентагона говорится, что он не будет ĸомментировать внутренние обсуждения между администрацией и странами-партнерами. Высоĸопоставленный америĸансĸий чиновниĸ, пожелавший остаться анонимным, перед встречей, посвященной внутреннему планированию, заявил, что Соединенные Штаты ожидают, что «несĸольĸо стран» возьмут на себя обязательства по заĸупĸе дополнительных «ресурсов» — оружия, боеприпасов и оборудования — для передаче Уĸраине.
– Известно, что Трамп «убедил» Европу вооружать Украину исключительно за свой счет – он готов продать союзникам любое количество вооружения. Но, именно, продать, а не «поставить».
– Да. И это – еще один нюанс «высоких» взаимоотношений. Евросоюз в тихом шоке - он не в состоянии выполнить условия торговой сделки с США, на которые глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен согласилась во время переговоров с Трампом в Шотландии.
Пикантность ситуации в том, что у самого Брюсселя нет ни средств, ни полномочий, чтобы закупать американские энергоносители и оружие и инвестировать в американскую экономику. Всем этим должны заниматься национальные правительства и частные компании, но заставить их брюссельские чиновники тоже не очень-то способны. Как справедливо заметило немецкое издание Bild, «ЕС не может купить ни единого пистолета: это исключительное право стран-членов».
Экс-гинеколог наобещала Трампу невозможное. Об этом пишет издание Politico: «Буквально на следующий день после заключения сделки высокопоставленные представители Еврокомиссии заявили, что Евросоюз как орган власти, не может гарантировать, что США действительно получат 600 миллиардов долларов европейских инвестиций».
И так по всем пунктам. Но таможенные «пониженные» 15-процентные пошлины европейцам платить точно придется. В отличие от американцев, их пошлины обнулились. Равноправное партнерство, однако.
– Что с военным присутствием США в Европе? Европейцы, говорят, волнуются…
– С одной стороны, американцы сокращают количество своих военнослужащих в Европе. С другой - впервые за 17 лет США разместили ядерное оружие в Великобритании. По информации СМИ, туда были доставлены, причем, демонстративно, до 20 современных высокоточных тактических авиабомб B61-12 с изменяемой мощностью заряда. Их мощность регулируется от 0,3 до 50 килотонн, радиус сплошного радиоактивного заражения составляет от 1,5 до 9 кв. километров. Да и вообще, европейцы волнуются зря – военное присутствие США не уменьшается. Численность личного состава чуть подсократилась, но техника-то осталась. Людей перебросить в нужную точку проще всего. А вот доставить технику, оборудование, создать базы хранения и снабжения, организовать логистику – намного дольше и сложнее.
Впрочем, волнуются они уже и по другому поводу – слишком уж откровенно Трамп забряцал ядерным оружием в адрес России. В Европе и Англии прокатились антинатовские демонстрации.
– В том числе и поэтому в Европе вновь заговорили о какой-то «самостийности»?
– Их можно понять: морально трудно все время подобострастно вилять хвостом, ностальгируя по былому величию. Отсюда – рассуждения об изменении динамики трансатлантических отношений, которые плавно переходят в мечты о «стратегической автономии» Евросоюза.
– В трансатлантических отношениях есть динамика?
– Динамика есть во всем, даже в статике – философский парадокс. В Национальном исследовательском институте мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН изучили мнения западных экспертов об этой динамике. Так, в докладе немецких экспертов в области внешней политики «Ядерная «смена эпох» в НАТО» констатировано возвращение вопросов ядерного сдерживания в политическую повестку дня на фоне растущих геополитических рисков. Рассмотрены различные варианты усиления потенциала ядерного сдерживания Альянса. Признается, что функционал и особенности размещения американского ядерного оружия в Европе, а также ядерная доктрина блока неадекватны сегодняшним реалиям. Технические параметры Совместных ядерных миссий (СЯМ) ограничивают возможность доставки ядерных зарядов на территорию России, а это снижает эффективность ядерного сдерживания. Внутри НАТО призывают срочно запустить дискуссию об обновлении программного документа «Обзор сдерживания и обороны» 2012 г.
В докладе предлагается для повышения потенциала ядерного сдерживания НАТО рассмотреть три варианта:
1) увеличение арсенала американских авиационных бомб на территории стран-участниц Совместных ядерных миссий;
2) расширение типов ядерных вооружений в Европе, например, за счет разработки крылатых ракет воздушного базирования для многоцелевых истребителей F-35 и оснащения ядерными боевыми частями американских крылатых ракет наземного базирования «Томагавк»;
3) размещение американского ядерного оружия в Восточной Европе (в Польше) или расширение участников СЯМ.
С сожалением признается, что потенциал ядерного сдерживания НАТО несколько десятилетий подвергался эрозии. Ядерный зонтик США над Европой сохранится, но конфликт на Украине, наращивание Китаем своего ядерного потенциала и ядерные риски, связанные с КНДР и Ираном, диктуют насущную необходимость адаптации ядерной стратегии НАТО и ее военно-технического обеспечения. В этот процесс предлагается вовлекать всех членов альянса.
- На собственное ядерное оружие европейцы не особенно уповают?
– А на что там уповать? У Франции – 290 средних и малых ядерных зарядов. На каких носителях? Известно о двух сотнях самолетов, способных нести ядерное оружие. При этом 26 «Миражей» (по сообщению «Монд») французы отправили якобы на Украину.
У британцев – 225 ядерных зарядов при четырех подлодках (эти заряды туда надо еще загрузить). Это оружие, кстати, под полным контролем США.
А у России – тысячи зарядов, в том числе сверхмощных. Один пуск нашего «Сармата» – и нет уютного, с каминами, островка по другую сторону Ла-Манша. Тот же – неядерный – «Орешник» долетает до Лондона и Парижа за 15 минут. Остальные европейские столицы еще ближе.
– Если это так, стоит ли европейцам комплексовать? Не лучше ли смириться?
– Для них это неочевидно, они пытаются найти выход, что делает им честь. Есть доклад «США – Европа: наши пути расходятся», подготовленный французскими экспертами. Материал посвящен изменениям в отношениях трансатлантических союзников после начала в США второго президентского срока Трампа. В докладе утверждается, что возвращение Трампа к власти и его попытки начать переговоры с Путиным снова подчеркивают факт того, что интересы США и государств-членов ЕС не во всем идентичны. И в треугольнике США - Россия - ЕС именно европейцы оказываются не у дел. Так же, как в 2008 г., когда именно США взяли курс на включение Украины в НАТО, заставив европейцев жертвовать своими отношениями с Россией, попытки Трампа договориться с Россией об Украине оставляют европейцев за бортом процесса. Звучит опасение, что если США отдадут Украину России как своего рода «приз», под вопросом окажется надежность американских гарантий для европейских членов НАТО.
А это подводит ЕС к сложной дилемме: либо отказаться давать Украине какие-либо гарантии конвенциональной безопасности и тем самым признать, что они не претендуют на роль гаранта безопасности в Европе, либо предоставить Киеву гарантии безопасности, взвалив на себя соответствующую финансовую ношу, что отразится на конкурентоспособности ЕС в будущем.
Предлагается, чтобы ЕС принял на себя ответственность за безопасность в Европе, что означает взятие под контроль рычагов управления НАТО. Оптимальным видится сценарий распределения ответственности между ЕС и «европеизированным НАТО».
Публикация отражает опасения экспертов относительно неблагоприятного для ЕС сценария, когда США договариваются с Россией об урегулировании украинского конфликта, тогда как ЕС останется ответственным за поддержку Украины, не имея шансов отстоять свои интересы в постконфликтном урегулировании. Авторы исходят из важности укрепления ЕС как военно-политического игрока в Европе, намекая, что эта задача в любом случае останется для ЕС стратегически важной в обозримой перспективе.
– То есть любовь к Америке явно угасает?
Даже более того. Один из французских аналитических центров опубликовал доклад с красноречивым названием - «США при Трампе: стратегический и идеологический противник Европы».
Материал посвящен противоречиям в трансатлантическом сообществе после возвращения Трампа к власти. Обсуждается возможный раскол западного сообщества при Трампе.
В докладе ставится два основных вопроса: как этот раскол произошел и каковы возможности Европы в этой ситуации? Трамп, утверждают авторы, мыслит гоббсовскими категориями и практикует «колониальный империализм» во имя усиления могущества США. Он готов пожертвовать Украиной, делегировав Европе гарантии ее безопасности — в расчет за многолетнюю военную поддержку американцами государств-членов ЕС. Второй причиной называется известный раскол между европейскими государствами по оборонным вопросам. Часть европейцев, принадлежащая к консервативным силам, давно выступает в поддержку России (лидеры Венгрии и Словакии, крайне правые партии в разных странах). Другая часть просто устала от украинского конфликта и готова принять любые условия для его завершения. Третья часть ведет себя осторожно и не готова направлять на Украину свои армии (Германия, Польша).
По мнению авторов, «стратегии умиротворения» не работают, а европейцы должны вступить в борьбу с Россией и США. В качестве положительного примера автор приводит примеры консультаций, организованных Францией и Великобританией, для формирования «сил сдерживания» для контроля за будущим перемирием на Украине, а также военно-промышленные возможности европейских стран для перевооружения ЕС и давления на Россию.
В докладе указаны возможные проблемы для переговорного трека США и России: например, жесткие переговорные позиции России и ограниченный срок Трампа до 2028 г. Из этого делается вывод, что в условиях, когда трансатлантические отношения становится трудно прогнозировать, европейцам стоит отходить от американоцентричности в своем видении мира, и усиливать связи с другими полюсами влияния - например, Латинской Америкой или даже Китаем. Это позволит ЕС держать нужный баланс между геополитическими императивами и экономическим развитием.
Предполагается, что диалог с США останется для ЕС как минимум до 2028 г. сложным и малопредсказуемым. В условиях, когда противоборство ЕС с Россией продолжается, а США становятся сложным партнером, акцент следует делать на развитие ЕС как военно-политического игрока, ответственного за безопасность в Европе, и на укрепление связей с прочими значимыми полюсами мирового влияния. Речь идет о заявке на превращение ЕС и Великобритании в «полюс силы». При этом автор доклада, почему-то, не рассматривает экономических издержек такой политики и не поднимает вопросов о возможном диалоге между ЕС и Россией.
– Как европейцы вообще представляют свои дальнейшие взаимоотношения с США?
– Не очень солнечно. В ИМЭМО им. Примакова исследовали доклад известного европейского «мозгового центра», специализирующегося по международным отношениям, «MAGA выходит на глобальный уровень: план Трампа для Европы». В докладе анализируются цели и методы политики Трампа в США и за рубежом и даются рекомендации европейским странам.
Цель президента Трампа, утверждается в докладе, — избавиться от конкурентов и ограничителей посредством силовой трансформации внутренней и внешней политики. Европейские элиты воспринимаются им как продолжение внутриполитических противников, с которыми невозможны равноправные партнерские отношения. Задача команды Трампа на европейском направлении — это перестройка НАТО, и, возможно, содействие внутриполитическим изменениям в европейских странах в соответствии с идеологией MAGA («Сделаем Америку снова великой» – лозунг трампистов – «МК»). Следовательно, Европа должна сопротивляться давлению США и проводить долгосрочную политику минимизации рисков: сокращать зависимость от американских ресурсов, технологий и инструментов безопасности, включая средства стратегического усиления, например, разведки и коммуникаций. Перед лицом Трампа Европа должна диверсифицировать свои связи, находя единомышленников и новых партнеров, в лице Глобального Юга и даже КНР в целях укрепления международных институтов.
Делается вывод: внутри- и внешнеполитические цели и методы Трампа не совместимы с ценностями и интересами Европы. Политика европейцев по умиротворению США не сработает. Европа должна выступить в качестве антитезы Трампу и выстраивать собственную автономию.
– Что думают по этому поводу сами американцы?
– Американцы пытаются объяснить – по-своему – сложившуюся ситуацию. В докладе одного из американских аналитических центров «Трансатлантический альянс в эпоху Трампа. Грядущие конфликты» исследуются основные узлы противоречий между США и их европейскими союзниками после прихода к власти Трампа, а также возможности по их преодолению. Грядущие конфликты между США и Европой объясняются глубокими различиями во взглядах. Администрация Трампа, в отличие от ЕС, не привержена «либеральному международному порядку, основанному на правилах» (отказ от силового изменения границ и поддержание свободной торговой системы).
У сторон, констатирует автор, искаженное восприятие друг друга: США недооценивают ЕС, в Европе, в свою очередь, переоценивают враждебность администрации Трампа. В США разрушился консенсус о необходимости сохранять американское лидерство в Европе, а в команде Трампа практически нет традиционных атлантистов. США решительно настроены на трансформацию трансатлантических отношений, используя гарантии безопасности как рычаг давления.
США намерены переложить на европейских союзников расходы на безопасность и поддержку Украины. Ключевые узлы противоречий: балансирование расходов на оборону, поддержка Украины, торговая война (пошлины), технологическое регулирование, климатическая повестка, идеология, подход к КНР.
В докладе признается, что в Европе сильно опасаются диалога США и РФ о европейской безопасности без участия самих европейцев («Ялта-2»). А бескомпромиссный подход Трампа может открыть возможности для сближения ЕС и Пекина.
Резюмируется, что «большая трансатлантическая сделка» очень маловероятна, так как США не хотят такой сделки даже с учетом европейских уступок (например, по закупкам вооружений или СПГ), а европейцы не доверяют США и готовы противостоять их напору с помощью инструментов ЕС. Тем не менее, альянс между США и Европой сохранится. Ввиду возможных издержек стороны вряд ли будут эскалировать свои противоречия.
Говорят, брак по расчету бывает удачным, если расчет правильный. Вот только расчеты могут вестись по-разному.
Источник: Московский комсомолец