Сигналы о военизации многих европейских государств становятся все более отчетливыми, и на сегодняшний день они уже сопоставимы с ревунами, сообщающими о воздушной тревоге.
Такое мнение озвучил заслуженный юрист России, доктор юридических наук, завкафедрой Международного права РГСУ профессор Юрий Жданов.
В подтверждение своих слов он указал на недавнее выступление посла Евросоюза в Штатах Йовиты Нелюпшене, основной темой которого стал призыв к американцам инвестировать в европейский ВПК. В своей речи она говорила о якобы давно назревшей необходимости восстановления баланса трансатлантического военного альянса. Посол указала, что более сильная Европа - это сила НАТО и тесное оборонное сотрудничество между европейскими государствами и Соединенными Штатами. При этом, говоря о намерении Европы в значительной степени нарастить оборонные расходы, Нелюпшене заверила, что такие инвестиции носят не наступательный, а оборонительный характер. И если ближайшая цель ЕС состоит в обеспечении оружием Украины, то в дальнейшем Европа рассчитывает на усиление собственных возможностей в данном вопросе, отметила посол.
Энтузиазм вопреки морали
Оценивая рассуждения посла на эту тему, Юрий Жданов отметил, что она совершенно напрасно пустилась в такие рассуждения, поскольку по факту имеет место какая-то нелепая околесица. Впрочем, слова Нелюпшене о намерении Европы активно вооружаться, уверен эксперт, следует воспринимать серьезно. По его мнению, Германия в данном вопросе является особенно наглядным примером - судя во всему, там, наконец, дождались удачного момента, ведь принятое бундестагом решение о снятии ограничений на расходы на оборону многие немецкие промышленники восприняли с очевидным энтузиазмом и действительно задумались о возможном переходе на выпуск военной продукции. Важным моментом Юрий Жданов назвал и полученное немецким правительством разрешение на неограниченные кредиты с целью вооружения:
«И это не случайно - оборонная отрасль Германии и сейчас процветает на фоне стагнации остальной части экономики, а ожидаемый рост госзаказов сулит новые прибыли от производства вооружений»
Эксперт обратил внимание на сообщения немецких СМИ, что ряд предприятий автомобильной отрасли и металлообработки уже стремятся войти в оборонный сектор. При наличии желания перепрофилировать эти производства не составит труда - это подтверждают и представители немецкой оборонной промышленности. В качестве примера Юрий Жданов привел завод Volkswagen в Оснабрюке, который из-за падения спроса в прошлом году намеревались закрыть, а потом дали понять, что могут отдать производство «оборонщикам».
«По словам главы Rheinmetall Паппергера, оборонные компании готовы вкладываться в покупку и переоборудование гражданских заводов, если получат от государства долгосрочные контракты в качестве гарантии, что инвестиции окупятся. И принятое бундестагом решение им эти гарантии как раз и обещает»
Эксперт констатировал, что уже многие германские предприятия на уровне руководства обсуждают возможность выпуска вооружений, даже несмотря на то, что недавно некоторые из них расценивали подобный бизнес как абсолютно неприемлемый с точки зрения морально-этических соображений.
Простор для возможностей
Примечательно, что в стороне не остались и банки, видя потенциал в оборонной отрасти и, соответственно, очевидную выгоду для себя на фоне нынешнего положения дел в экономике ФРГ. В частности, Commerzbank уже заявил о намерении значительно расширить инвестиции в оборонные проекты, а глава крупнейшего немецкого земельного банка LBBW Райнер Неске назвал кредитование сектора вооружений очень привлекательным бизнесом. Таким образом, очевидно, что банки прекрасно осознают возможность будущих многомиллиардных госзаказов на продукцию оборонных предприятий.
Что касается промышленников, то по мнению Жданова, они вполне могут достаточно быстро нарастить объемы военного производства, что даст возможность выполнить новые заказы:
«Представители оборонных компаний уверены, что проблему можно решить за счет поглощения закрывающихся гражданских заводов, и прежде всего автомобильных»
И подтверждением этому, указал эксперт, можно считать слова главы ассоциации немецкой оборонной промышленности Ганса Кристофа Ацподиена о том, что случившееся высвобождение мощностей в автомобилестроительном секторе Германии - это особые возможности с точки зрения стремительно наращивания выпуска вооружений, и сейчас важной задачей является обеспечение плавного перевода производств и работников из одной отрасли в другую. Юрий Жданов отметил, что итогом может стать перестройка всей немецкой промышленности на новую основу, что, в свою очередь, потребует наличия новых рынков сбыта, а также новых конфликтов.
Также он напомнил, что по данным местных СМИ, такие концерны как Rheinmetall, Airbus Defence, KNDS и Hensoldt уже начали перевод на военные рельсы.
Эксперт усомнился, что сейчас можно говорить о неком строительстве Четвертого Рейха, а вот свой «панцерланд», подчеркнул Жданов, они точно создают, причем делают это достаточно успешно:
«Современная оборонная промышленность Германии - это не только хорошо известные производители, но и динамично развивающийся сектор Defence-Tech, включающий стартапы, занимающиеся дронами, кибербезопасностью и ИИ в военных целях»
Дело за гарантиями
Профессор обратил внимание, что основная работа по масштабному переоснащению армии и экспорту вооружений лежит на так называемых промышленных гигантах - это немецкие и международные корпорации с мощным присутствием на территории ФРГ.
Он пояснил, что процесс переоборудования автозаводов достаточно длительный и требует четкого соблюдения спецнорм безопасности, в то время как оборудование и логистика, характерные для автоиндустрии, могут быть несовместимы с выпуском танков или ракет:
«Потому многие компании предпочитают строить новые объекты «с нуля». Airbus возводит центр обслуживания военных самолетов A400M, Rheinmetall - новые заводы в ФРГ и США»
И в таких условиях именно наличие четких и долгосрочных контрактов является важнейшим условием. В связи с этим немецкие промышленники говорят о необходимости единого оборонного плана заказов. Такая прозрачность является гарантией того, что индустрия действительно будет инвестировать в масштабную сборку. И определенные сигналы, уверен Жданов, для этого уже есть:
Если Германия действительно решит довести свои военные расходы до уровня трех процентов ВВП (как требует генсек альянса), то расходы почти удвоятся»
Несмотря на то, что в производстве в ФРГ по-прежнему доминируют автомобили, с уверенностью говорить о том, что так будет и дальше, нет оснований:
«Тем не менее, тенденция очевидна: в Германии мечи снова вытесняют орала. И если в ближайшие годы Берлин сделает ставку на «производить европейское», перераспределит бюджеты и создаст четкие заказы, то страна из Autoland окончательно станет Panzerland»
Впрочем, милитаризация характерна не только для Германии. Решение о переводе промышленности на военные рельсы фактически принято правительством Франции. Здесь, как пояснил Жданов, планируется в том числе значительно увеличить скорость производства вооружений. Министерство обороны также хочет «упростить административные процедуры», которые были созданы «в мирное время», что заставляет идти «идти на некоторые риски». Также рост производительности ВПК отмечается и в других странах Европы, констатировал эксперт:
«В общем, из Украины стальной дикобраз вряд ли получится. А вот из Европы его лепят весьма старательно»
Источник: Версия