О нас пишут


Обзор прессы за 07.05.10

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

В четверг в Российском государственном социальном университете состоялась торжественная церемония открытия Мемориала "Мы - наследники Великой Победы", посвященного 65-летней годовщине празднования победы в Великой Отечественной войне. В церемонии открытия мемориала принял участие посол КНР в России Ли Хуэй

ОБРАЗОВАНИЕ

Новости

Правительство РФ направило Минобрнауки России из федерального бюджета 9 миллиардов рублей на развитие кооперации вузов и инновационных предприятий, а также на проведение научных исследований в вузах под руководством ведущих ученых мира в 2010 году, говорится в распоряжении правительства, опубликованном в четверг на сайте кабинета министров

Комментарии и интервью

6 мая 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев провёл совещание по вопросам реализации законопроекта о совершенствовании правового положения бюджетных учреждений. В совещании приняли участие Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, Министр культуры Александр Авдеев, Министр образования и науки Андрей Фурсенко, помощник Президента - начальник Государственно-правового управления Президента Лариса Брычёва

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Новости

Численность населения России с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2009 году снизилась до 18,5 миллиона человек, или 13,1% от общего числа россиян, сообщает в четверг Росстат

Минздравсоцразвития России предлагает облегчить въезд высококвалифицированных кадров из-за рубежа в РФ: отменить квоты для таких иностранцев и дать им возможность получить вид на жительство, сообщила в четверг директор департамента занятости и трудовой миграции министерства Татьяна Блинова

Члены семей инвалидов войны, совместно с ними проживающие, будут платить 50% стоимости коммунальных услуг

Генпрокуратура в этом году выявила более пяти тысяч нарушений в области соблюдения работодателями прав и свобод беременных женщин, а также женщин, имеющих малолетних детей

Комментарии и интервью

Признавая всю важность принципа свободы слова, священнослужители крайне негативно оценили перспективы того общества, которое стремится положить в основу своей системы ценностей право на критику религии. Об этом они говорили, комментируя заявление генсека Совета Европы и председателя Норвежского нобелевского комитета Турбьерна Ягланда, который считает, что европейская идентичность немыслима без права на критику религий

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


В четверг в Российском государственном социальном университете состоялась торжественная церемония открытия Мемориала "Мы - наследники Великой Победы", посвященного 65-летней годовщине празднования победы в Великой Отечественной войне. В церемонии открытия мемориала принял участие посол КНР в России Ли Хуэй

По словам Ли Хуэя, спустя несколько дней председатель КНР Ху Цзиньтао специально прибудет в Москву, чтобы принять участие в праздновании 65-летия победы в ВОВ. Это демонстрирует повышение уровня партнерских отношений стратегического взаимодействия между странами.

Посол сказал, что во время ВОВ советский народ вел кровопролитную войну против фашистов, показывая необычайный пример героизма. Советская Красная армия также внесла огромный вклад в одержание конечной победы в Войне сопротивления японским захватчикам в Китае.

Ли Хуэй заявил, что открытие данного мемориала в РГСУ свидетельствует о том, что РГСУ уделяет большое внимание не только образовательному процессу, но и воспитанию патриотизма, пацифизма и чувства социальной ответственности в студентах.

Китайский информационный Интернет-центр, 07.05.10

ОБРАЗОВАНИЕ

Новости


Правительство РФ направило Минобрнауки России из федерального бюджета 9 миллиардов рублей на развитие кооперации вузов и инновационных предприятий, а также на проведение научных исследований в вузах под руководством ведущих ученых мира в 2010 году, говорится в распоряжении правительства, опубликованном в четверг на сайте кабинета министров

Из общей суммы 6 миллиардов рублей выделено на господдержку развития кооперации вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в том числе 100 миллионов рублей - организации, которая осуществляет организационно-техническое и информационное обеспечение проведения конкурсов.

Еще 3 миллиарда рублей предусмотрены для предоставления грантов правительства РФ, выделяемых на конкурсной основе для поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских вузах, в том числе 120 миллионов рублей - на организационно-техническое и информационное обеспечение проведения конкурсов на получение грантов и аналитическое обеспечение проведения научных исследований.

РИА Новости, 07.05.10

Комментарии и интервью


6 мая 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев провёл совещание по вопросам реализации законопроекта о совершенствовании правового положения бюджетных учреждений. В совещании приняли участие Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, Министр культуры Александр Авдеев, Министр образования и науки Андрей Фурсенко, помощник Президента - начальник Государственно-правового управления Президента Лариса Брычёва

Стенограмма совещания у Д.А.Медведева:
Д.МЕДВЕДЕВ: Коллеги, я вас позвал посоветоваться по одному довольно актуальному вопросу, который активно обсуждается нашими людьми по самым разным направлениям. Я имею в виду законопроект, касающийся нового законодательства о бюджетных учреждениях.

последнее время я лично видел большое количество обращений и ко мне, и к различным структурам Правительства с предложением что-то усовершенствовать в законе или даже отказаться от его подписания в связи с теми сомнениями, которые у наших людей возникли по этому поводу. Мы с вами неоднократно эту тему обсуждали, но тем не менее, прежде чем подписать этот документ, я хотел с вами ещё раз обсудить некоторые вопросы, которые, на мой взгляд, имеют прямое отношение и к вашей компетенции, и к интересам наших граждан. Они касаются и образования, сферы культуры, и сферы здравоохранения и социальных услуг - собственно, тех мест, где действуют государственные учреждения.

Законопроект, действительно, содержит целый ряд новелл, которые мы отрабатывали в ходе экспериментов. Но тем не менее я хотел бы, чтобы вы ещё раз мне доложили о том, как учтены мои поручения и результаты этих экспериментов в тексте законопроекта.

Один из вопросов, который задаётся, - может быть, на первый взгляд, простой, но на него нужно дать прямой ответ. Вот я смотрел, в интернете люди пишут: этот закон означает переход на платное среднее образование. Что можно по этому поводу сказать, Андрей Александрович? На самом ли деле такого рода интерпретация возможна?

А.ФУРСЕНКО: На мой взгляд, невозможна. И этот закон означает только одно: что мы лучше можем выполнять конституционную норму о том, что среднее образование однозначно остается бесплатным, и что, кроме этого, на конкурсной основе люди могут получить бесплатное среднее и высшее профессиональное образование.

Более того, могу сказать, что все те нормы, которые прописаны в законе, реализовывались, отрабатывались в рамках нацпроекта. Это нормы, связанные с нормативно-подушевым финансированием; это те проекты, которые реализовывались в рамках программ развития и для школ, и для учреждений начального и среднего профобразования, и для вузов. И практически все вопросы, которые сегодня предлагается реализовать в законе, отработаны - в первую очередь в рамках нацпроекта. Мы абсолютно уверенно можем сказать, что объём бюджетных услуг, бесплатного образования населению не уменьшится - ясно, увеличится.

Д.МЕДВЕДЕВ: Иными словами ситуация такая. Общий ответ: нет, никакого перехода к платному образованию не предполагается и из закона не вытекает, остаются прежние нормы предоставления образовательных услуг.

И, во-вторых, что немаловажно, по сути, эти правила уже действуют в значительной части регионов, потому что они вводились там в экспериментальном порядке в период национального проекта, и они ни к чему в этом плане негативному не привели.

А.ФУРСЕНКО: В полной мере эти нормы, действующие, по крайней мере, для половины школьников страны, и Ваше поручение есть, что за ближайшие два года они должны быть доведены до всех школьников. Этот закон поможет это сделать.

Д.МЕДВЕДЕВ: Понятно. Это достаточно важная информация.

Теперь по юридическим и бюджетным вопросам. В этом законе предусмотрен целый ряд новых правил, касающихся работы бюджетных учреждений. Чтобы не утомлять всех юридической терминологией, я хотел бы отметить одну вещь - и хотел бы, чтобы Вы её прокомментировали.

В соответствии с законопроектом не допускается ни банкротство, ни ликвидация этих бюджетных учреждений. Иными словами, взыскание по их долгам не может обращаться на недвижимое и движимое имущество и поэтому не может влечь ни банкротства, ни ликвидации. Соответственно такие организации, такие учреждения не будут закрыты. Так я понимаю?

Л.БРЫЧЁВА: Дмитрий Анатольевич, я только позволю себе уточнить: на движимое особо ценное имущество. А движимое особо ценное имущество (равно как и недвижимость) - это то имущество, без которого существование этого учреждения невозможно.

Д.МЕДВЕДЕВ: То есть это само здание.

Л.БРЫЧЁВА: Здание и всё необходимое для того, чтобы осуществлять соответствующие функции. Вы совершенно правы, никаких дополнительных оснований для ликвидации существующих учреждений, кроме тех, которые здесь и сейчас действуют, данный закон не даёт.

Д.МЕДВЕДЕВ: Татьяна Алексеевна, есть что добавить по официальным учреждениям и вообще в целом?

Т.ГОЛИКОВА: Я бы ещё в дополнение к тому, что сказала Лариса Игоревна, сказала о том, что закон предусматривает усиление ответственности руководителя учреждения, в том числе установление ограничений в трудовых договорах с учредителем на крупные сделки, и без согласования с учредителем никаких крупных сделок руководитель учреждения осуществить не может. Кроме того, в трудовом же договоре устанавливаются ограничения для руководителя учреждения на объёмы кредиторских задолженностей. И, кроме этого, предполагается открытая публикация отчётности учреждения по его деятельности, чего в принципе в настоящее время не осуществляется.

Д.МЕДВЕДЕВ: А как это будет осуществляться? Это что будет?

Т.ГОЛИКОВА: А это отчёт учреждения.

Д.МЕДВЕДЕВ: Просто отчёт учреждения, который будет доступен людям?

Т.ГОЛИКОВА: Да, который будет доступен.

Что касается сферы здравоохранения, то в сфере здравоохранения для населения никаких негативных изменений не произойдет. Никакой боязни у населения с точки зрения того, что объёмы ассигнований в сферу здравоохранения уменьшатся, быть не должно, потому что совсем недавно мы приняли ровно обратное решение, и ассигнования в сферу здравоохранения в ближайшее время увеличатся на 460 миллиардов рублей, которые в том числе пойдут на материально-техническое обеспечение учреждений, на заработную плату, питание, медикаменты, лекарства и так далее.

И сейчас в рамках реализации этого поручения мы готовим другой закон - об изменении системы обязательного медицинского страхования, где как раз предполагается оплата за пролеченного больного соответственно в тех учреждениях, в которых это лечение проходит.

Д.МЕДВЕДЕВ: Понятно. Насколько я понимаю, и объём финансирования (такое поручение я, собственно, Правительству тоже давал) для учреждений образования за последнее время, за последние годы только наращивался. Об этом свидетельствуют те цифры, которые имеются в распоряжении Министра.

А.ФУРСЕНКО: Причём они росли существенно и в абсолютных цифрах, и в ценах, скажем, предыдущих лет; при этом эта тенденция сохраняется. Недавно докладывал Вам, Дмитрий Анатольевич, о программах развития для высших учебных заведений. Эти программы реализуются, деньги получены дополнительно, и устойчиво растёт норматив на каждого студента. Если ещё несколько лет назад он был весьма незначительным, чуть больше 20 тысяч на человека в год в среднем, то сегодня он приближается к 80 тысячам, то есть это достаточно серьёзный рост, и этот рост не будет остановлен, несмотря на демографические проблемы, несмотря на экономические проблемы, которые у нас есть сегодня.

Д.МЕДВЕДЕВ: Есть ещё один интересный момент, который мы с вами отрабатывали в ходе эксперимента по нормативно-душевому финансированию для общеобразовательных школ. Я имею в виду дополнительную самостоятельность или большую самостоятельность, которая возникает в плане распоряжения денежными средствами. В этом смысле руководитель образовательного учреждения, директор школы может более самостоятельно распоряжаться деньгами и, как следствие, стало быть, выплачивать разные зарплаты учителям, а это должно сказаться на качестве учебного процесса. У нас уже есть результаты по этому поводу.

Кстати, когда я с учителями встречаюсь, они мне всегда говорят, что это в общем и целом абсолютно справедливо: тот, кто хорошо работает, должен получать больше.

А.ФУРСЕНКО: Тот, кто хорошо учит.

Д.МЕДВЕДЕВ: Тот, кто хорошо учит, хорошо работает. Тот, кто ещё не доказал, что он способен на это, будет получать обычную среднюю зарплату. Так?

А.ФУРСЕНКО: Да. И я хочу сказать ещё о том, на что много раз жаловались сами учителя и руководители вузов, - что к концу года всё обнуляется. Даже в рамках нового закона это не будет делаться. И та экономия, которая возникла в учебных заведениях...

Д.МЕДВЕДЕВ: ...будет переходить на следующий год.

Да, это действительно важно, потому что ещё с советских времен у нас существует довольно тяжкая традиция: как можно быстрее всё расходовать в конце года, потому что в противном случае деньги будут списаны. Естественно, это приводит к непроизводительным, непродуктивным затратам, случайным достаточно. В ряде случаев лучше накопить и стараться расходовать в следующем году.

Д.МЕДВЕДЕВ: Для учреждений культуры, Александр Алексеевич, что Вы можете сказать. Какие в этом плане Вы ожидаете позитивные изменения?

А.АВДЕЕВ: Уже сейчас ясно, Дмитрий Анатольевич, что учреждения будут лучше работать с точки зрения управления деньгами и целесообразности управления. Конечно, у Министерства культуры появятся новые обязанности, и мы должны будем это сделать применительно к этому хорошему закону. Во-первых, ориентироваться не только на спрос, но и управлять теми нашими функциями, которые сосредоточены на сохранении ценностей, на поощрении новых форм в развитии культуры, не связанных с конечным спросом, с посетителями, с количеством проданных билетов и так далее.

Д.МЕДВЕДЕВ: То есть ориентироваться не только на то, чтобы как можно больше денег получать за посещение учреждений культуры, но и на сохранение традиционных культурных ценностей.

А.АВДЕЕВ: Совершенно верно. И вот эта наша главная функция как раз и будет вписываться в Ваше Послание, в котором Вы говорили о развитии инновационного мышления, об укреплении культурной среды, которая будет воспитывать культурных людей. Всё это нам предстоит сделать уже в рамках нового закона, ну и, естественно?

Д.МЕДВЕДЕВ: Ну и большая прозрачность в расходовании этих денег - так же, как и для учреждений образования, как я понимаю. Вы за этим сами должны следить как учредитель, собственно, соответствующих организаций культуры. Но в то же время у руководителей этих учреждений возникает большая свобода манёвра, что опять же должно сказаться на климате внутри конкретного учреждения.

А.АВДЕЕВ: Да, безусловно, и исчезновение "серых зон", когда деньгами можно было управлять без плотного контроля. Это тоже очень важно.

Д.МЕДВЕДЕВ: Этим ещё предстоит позаниматься. Я вам желаю в этом успехов, потому что с "серыми зонами" у нас пока всё в порядке: куда ни кинь - везде "серые зоны". Но задача Правительства, задача министерств заключается в том, чтобы уменьшить их количество, бороться с коррупцией и наводить порядок. Я надеюсь, что этот законопроект, который будет мною подписан, этому будет способствовать.
Спасибо.

Министерство образования и науки РФ, 06.05.10

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Новости


Численность населения России с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2009 году снизилась до 18,5 миллиона человек, или 13,1% от общего числа россиян, сообщает в четверг Росстат

По итогам третьего квартала число россиян с доходами ниже прожиточного минимума было на уровне 19,7 миллиона человек, или 14% населения.

"По сравнению с третьим кварталом 2009 года величина прожиточного минимума снизилась на 1%. При этом стоимость продуктов питания потребительской корзины снизилась на 4,5%, непродовольственных товаров и услуг возросла на 3,0%, и 0,9% соответственно", - говорится в докладе Росстата.

РИА Новости, 06.05.10


Минздравсоцразвития России предлагает облегчить въезд высококвалифицированных кадров из-за рубежа в РФ: отменить квоты для таких иностранцев и дать им возможность получить вид на жительство, сообщила в четверг директор департамента занятости и трудовой миграции министерства Татьяна Блинова

Госдума в пятницу, 7 мая, рассмотрит во втором чтении законопроект, который облегчает процедуры устройства на работу иностранцев. Проект закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ", в разработке которого принимало участие Минздравсоцразвития, предлагает увеличить срок временного пребывания в РФ с года до трех лет для высококвалифицированных иностранных специалистов в случае продления соответствующего трудового договора. При этом высококвалифицированным специалистом считается иностранец, которому работодатель выплачивает вознаграждение в течение года в размере не менее 2 миллионов рублей. Правительство РФ получает право снижать требования к размеру зарплаты таких иностранных граждан.

В настоящее время, напомнила Блинова, в России действует перечень так называемых "внеквотных" специальностей и профессий, по которому регионы могут привлекать специалистов из-за рубежа без ограничений. В перечне на 2010 год всего 22 позиции. В основном, это топ-менеджмент: гендиректора и просто директора заводов, фирм, председатели правления акционерных обществ, главы департаментов. Также в списке указаны инженеры по автоматизации производственных процессов и специалисты по защите информации.

Без квоты и с видом на жительство
"В законопроекте предлагается освободить иностранных граждан, въехавших в Россию в порядке, не требующем получения визы, являющихся квалифицированными специалистами, имеющих среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, включая научных сотрудников и преподавателей, от квоты на выдачу разрешений на работу", - сообщила Блинова.

По ее словам, предполагается выдавать разрешение на работу иностранным гражданам на срок действия трудового договора с работодателем, пригласившим его.

"На территории РФ на основании разрешения на работу иностранным гражданам и членам их семей (супругу и детям) может быть оформлен вид на жительство на срок действия заключенных трудовых договоров", - отметила собеседница агентства.

На текущий год, согласно постановлению правительства РФ, квота на привлечение иностранной трудовой силы установлена в размере почти 1,95 миллиона разрешений на работу.
Квалификация в цене

Российские власти меняют миграционную политику в интересах российской экономики, в частности, для наполнения ее инновационного сектора. По словам Блиновой, тенденции последних лет также свидетельствуют о том, что работодатели в РФ все больше нуждаются не в чернорабочих, а в квалифицированных специалистах. Так, если в 2009 году спрос на таких работников составлял 65% от потребности в иностранных трудовых мигрантах, то в 2010 году - 71,8%.

Большой спрос в РФ на грамотных управленцев: руководителей учреждений, предприятий и их структурных подразделений. В 2010 году регионы запросили почти 192 тысячи разрешений на работу для таких специалистов. Традиционно в цене рабочие, занятые на горных и строительных работах - 584,45 тысячи человек, а также водители и машинисты подвижного оборудования - 107 тысяч человек. Есть потребность в работниках сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности - 75,7 тысячи человек. На работу на предприятиях металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности привлечены 90,5 тысячи человек. Запрос на квалифицированных работников товарного сельскохозяйственного производства, лесного и охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства, имеющие рыночную ориентацию составил более 103 тысяч человек.

Блинова напомнила, что работодатели ежегодно, до 1 мая, представляют в уполномоченные органы субъектов заявку о потребности в иностранной рабочей силе. На уровне региона происходит обобщение заявок работодателей, их рассмотрение на межведомственных комиссиях. До 15 июля субъекты направляют предложения в Минздравсоцразвития России.

Согласно принятому в первом чтении законопроекту работодатель будет самостоятельно определять компетентность высококвалифицированного специалиста, отправлять ходатайство на выдачу ему разрешения на работу, а также на оформление разрешения на въезд на территорию РФ. Иностранец также вправе сам заявить о себе как о высококвалифицированном специалисте.

РИА Новости, 07.05.10

Члены семей инвалидов войны, совместно с ними проживающие, будут платить 50% стоимости коммунальных услуг

Как передает корреспондент ИА REGNUM Новости, 7 мая законопроект "О внесении изменения в статью 14 федерального закона "О ветеранах" Государственная дума РФ приняла в первом чтении. Законопроектом предлагается дополнить закон положением, согласно которому мера социальной поддержки инвалидов войны в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг будет распространена на членов их семей, совместно с ними проживающих.

В среднем, по результатам мониторинга субъектов РФ, численность членов семей инвалидов войны, совместно с ними проживающих, составляет 64015 человек, среднемесячные расходы по оплате коммунальных услуг на одного человека составляют 512 рублей 52 копейки, отмечается в документах к законопроекту.

ИА REGNUM Новости, 07.05.10

Генпрокуратура в этом году выявила более пяти тысяч нарушений в области соблюдения работодателями прав и свобод беременных женщин, а также женщин, имеющих малолетних детей

Нарушения, в основном, связаны с несоблюдением трудовых прав женщин и невыплатой пособий по государственному социальному страхованию.

Наиболее эффективной мерой прокурорского реагирования по защите прав женщин в случаях невыплаты пособий является обращение прокурора с исковым заявлением в суд. В прошлом году прокуроры направили в суды около трех тысяч подобных исков, большинство из которых рассмотрены и удовлетворены, сообщает надзорное ведомство.

В текущем году по итогам проверок в адрес руководителей предприятий и организаций было внесено 1622 представления. В результате их рассмотрения 423 лица привлечены к дисциплинарной ответственности, 154 должностных лица предостережены о недопустимости нарушений закона. По инициативе прокуроров 364 лица привлечены к административной ответственности.

GZT.RU, 07.05.10

Комментарии и интервью


Признавая всю важность принципа свободы слова, священнослужители крайне негативно оценили перспективы того общества, которое стремится положить в основу своей системы ценностей право на критику религии. Об этом они говорили, комментируя заявление генсека Совета Европы и председателя Норвежского нобелевского комитета Турбьерна Ягланда, который считает, что европейская идентичность немыслима без права на критику религий

"Мы не можем допустить разжигания насилия и ненависти, но я готов всеми силами защищать право критиковать государство, политических руководителей, религии, их мифы и постулаты, а также право людей мирно протестовать против выражения таких мнений - в статьях, на телевидении, в искусстве или при помощи карикатур", - заявил Т.Ягланд в статье, подготовленной для ведущих мировых СМИ.

По его словам, свобода слова и выражения мнений "составляет суть европейской идентичности" и является "средством инкорпорирования различных культур, традиций, религий и верований в нашем едином европейском доме".

"Если мы допустим компромиссы в вопросах свободы выражения мнений, будет поставлена на карту сама судьба нашей демократии", - уверен Т.Ягланд.

Отметим, что представления о европейской культуре, как культуре исключительно светской разделяют далеко не все современные европейские политики. Так президент Франции Николя Саркози неоднократно заявлял о христианских корнях Европы, а в январе 2008 года во время визита в Саудовскую Аравию отметил, что не знает страны, "чье наследие, чья культура и цивилизация не имела бы в основе своей религиозные принципы".

"Согласны ли вы с тем, что европейская идентичность немыслима без права на критику религий?" - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Не поддерживает заявление генсека Совета Европы Турбьерна Ягланда о невозможности представить европейскую идентичность без права на критику религий протоиерей Валентин Тимаков, заместитель главного редактора Издательства Московской патриархии.

"Заявление Ягланда указывает, по-моему, на непонимание им природы религии как таковой", - сказал он.

Напомнив о том, что в основании религии лежит откровение Божие, а проистекающие из него религиозные догматы принимаются на веру, отец Валентин назвал критику основ религии "затеей изначально бессмысленной и безумной". Он убежден, что реализация именно таких планов "приведет к гибели европейской культуры, включая и демократические институты".

"Нужно, все-таки, четче представлять, что можно критиковать, а что – нет. Это не значит, что нельзя обсуждать проблемы религиозной жизни или, скажем, вопросы социального богословия. Разномыслие в таких вопросах – вещь совершенно естественная. Но не это, кажется, имел в виду уважаемый генсек", - заключил протоиерей Валентин Тимаков.

Жесткой критике подверг высказывание генсека Совета Европы муфтий Чувашии, первый зампред ЦДУМ России, член ОП РФ Альбир-хазрат Крганов.

"Я не согласен с его точкой зрения. Во всех религиях Бог и священные писания были незыблемы веками, и посягательство на них – это некий показатель человеческого бескультурья", - сказал он.

По его словам, "прежде чем наводить критику на что-либо, необходимо по-максимуму быть просвещенным в данной области". Для этого, отметил муфтий, должно быть прочитано "колоссальное количество книг", что не свойственно большинству современных людей. "Зато у них есть привычка судить поверхностно", - подчеркнул первый зампред ЦДУМ России.

"Если что-то не устраивает, то необходимо проводить диалоги по этому поводу, а не разбрасываться направо и налево критиканскими замечаниями. Ведь чувства верующих очень ранимы. И это нужно учитывать при любом высказывании", - заключил Альбир-хазрат.

Видный российский исламовед, президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации Александр Игнатенко подчеркивает, что Турбьерн Ягланд призывает к ненасильственной, мирной критике религии.

"Господин Турбьерн Ягланд не акцентирует свое высказывание на слове "религия". Пафос его слов в другом – в свободе европейцев иметь собственное, в том числе критическое, мнение обо всех вопросах общественной, политической и духовной жизни; в свободе выражать это мнение в мирных, неагрессивных формах; в свободе других граждан, тоже мирно и неагрессивно, протестовать против критических мнений", - заявил он. По словам Игнатенко, позиция генсека Совета Европы резюмируется в двух словах: "свобода" и "ненасилие".

"При этом Турбьерн Ягланд выразил свое мнение в момент, когда европейская идентичность подвергается сильному испытанию, мощному вызову, кто-то сказал бы даже – "угрозе". Ответ на этот вызов – запрет строить минареты в Швейцарии, закон о запрете носить "никаб" в Бельгии, готовящийся закон такого же рода во Франции, уже принятый закон такого же рода в ряде областей Австрии, Италии, призывы принять такой закон на уровне Евросоюза", - отметил исламовед.

Еще одним ответом на этот вызов он назвал рост исламофобии в Европе и успех крайне правых партий на выборах в Нидерландах, Франции, Венгрии и др. "Преступный ответ на эту "угрозу" - антимусульманские акции и погромы, т.е. насилие и агрессия. Можно в этой связи упомянуть об актах насилия и агрессии по всему миру после публикации в датских газетах карикатур на пророка Мухаммада", - сказал А.Игнатенко.

"Ответственный политик европейского и мирового масштаба, каковым является господин Ягланд, имеет целью исключить из жизни Европы и мира насилие и враждебность. И для этого он предлагает свободное выражение в разной форме мнений о религиях, вплоть до критики, а также протесты против критики – тоже, повторю, в мирных, неагрессивных формах", - сказал исламовед, отметив, что мусульмане "уже давно и настойчиво критикуют положение о Святой Троице", причем раньше делали это в странах распространения ислама, а сейчас - в Европе.

"Замечу, что нельзя сбрасывать со счетов и значительную часть населения Европы, которая, имея право на "агностицизм", неверие как в христианство, так и ислам, тоже имеет что сказать. Ну, а христиане и мусульмане имеют что им ответить. Может быть, этот "рецепт" г-на Ягланда окажется целительным для Европы, которая не столько защищает свою идентичность, сколько ищет ее" - подытожил Александр Игнатенко.

Неприемлемой считает критику в адрес любой религии мира доктор филологических наук, декан факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Российского государственного социального университета Ирина Дергачева.

"В сторону религий недопустимо высказывать какую-либо оскорбительную критику. Критиковать можно только частные злоупотребления священнослужителей, чтобы те исправлялись и в дальнейшем не совершали ошибок. Ведь институт Церкви – это не сам Господь Бог", - сказала она.

"Я поддерживаю исключительно здоровую критику. Даже сам патриарх позволяет себе определенную критику. Однако нельзя допускать того, чтобы из-за недостойного поведения одного человека критиковалась вера. А со всеми критиками необходимо вести диалог, в ходе которого объяснять постулаты, доводя их до сознания людей", - заключила Ирина Дергачева.

Regions.Ru, 07.05.10